• В корзине пусто!

Куда плывет Арго? Интервью с Президентом Российского потребительского общества Арго А. Б. Красильниковым

А.Б. Красильников

Андрей Борисович Красильников долгие годы проработал в Институте физики полупроводников Сибирского отделения Академии наук СССР, - потом России. Стал известным ученым, - на его счету более полутора десятков изобретений и около полусотни научных работ. Но в 1996 году он организовал Российское потребительское общество Арго, и отправился в путешествие под этим – для многих тогда очень странным - флагом. Сегодня, в год десятилетия Арго, мы попросили его ответить на наши вопросы, которые в сущности сводятся к одному:

Куда плывет Арго?

- Несколько лет назад вы опубликовали статью под очень лирическим названием: «Помнишь, как все начиналось?» А десять лет назад, когда для Арго все действительно только начиналось, вы уже представляли себе в какое грандиозное предприятие это выльется? Что в Компании будет почти 300 производителей, что количество ваших консультантов подберется к миллиону, что офис у вас будет не только в Новосибирске, но вы переедете в Москву?.. Какие цели вы перед собой ставили тогда – десять лет назад?

- Честно говоря, такого масштаба мы себе не представляли. Вот вам пример. Юрий Рубо, наш замечательный программист, ав-тор компьютерных программ, которые помогают нам успешно работать, в Арго тоже с самого начала. Десять лет назад, когда я попросил его написать программу обеспечения, он спросил, на какое количество людей рассчитывать базу данных? У меня на тот момент в структуре было меньше двух тысяч человек, и я сказал: «Заложи тысяч пять». Он так и сделал. Буквально года через полтора стало ясно, что базу нужно увеличивать, - мы уже подошли к 65 тысячам, то есть к тому рубежу, где эта программа переставала работать. Я спрашиваю: «Какая следующая возможность?», Юра говорит: «Миллион!» И я опять решил, что раз между 65 тысячами и миллионом такая большая дистанция, нам этого хватит надолго. Но мы уже перешагнули и миллион... Получается, что какими бы смелыми ни были наши прогнозы, - люди отнеслись к нам так хорошо, что результат оказался намного серьезнее. Точнее, конечно, не к нам, а к нашей идее – российская компания, российские производители, продукция для здоровья.

- Что вам помогло больше всего: идея, грамотная стратегия бизнеса, правильная тактика? Или просто – удача? В чем, в конце концов, главная причина вашего успеха?

Посмотрите чего мы добились за 10 лет:
Арго – это компания, которой удалось создать огромное, - говоря политическим языком, социально значимое количество рабочих мест!
Арго – это компания, которая всерьез занимается здоровьем населения России и стран бывшего СНГ!
Арго – это компания лучших производителей продукции для здоровья как российских, так и зарубежных.
И, наконец, Арго – это честный налогоплательщик.

- Вероятно все же некий комплекс составляющих - и стратегия, и тактика, и, конечно, удача, как же без нее?.. Во-первых, мы очень вовремя оказались на рынке: наша компания фактически была одной из первых среди тех, кто занимался распространением продукции здоровья, - по крайней мере, в Новосибирске не было такого множества компаний, как сегодня. Во-вторых, достаточно удачно, я считаю, сформировался набор продукции. Но хотя ставка делалась именно на широкое потребление, создавая модель компании, мы все же отказались от каких-то мотивирующих моментов, которые настраивают людей только и исключительно на большие объемы. Мы сразу взяли курс на некую академичность, - я-то все-таки пришел из науки... Возможно, поначалу это несколько даже затормозило наш рост. Но, с другой стороны, те, кто делал ставку только на методы других компаний, в которых, как вы знаете, заставляют каждого неумеренно восторгаться и постоянно генерировать эдакие возвышенные эмоции, - постепенно отстали... Мы просто доверились людям: не требовали какой-то жестко-директивной линии поведения, но и не останавливали, если кто-то хотел использовать чужой опыт.

- Свобода выбора?

- Полная. Все по большому счету работали так, как считали нужным.

- Но один в поле не воин, - было у вас какоето ядро, центр, где обобщался опыт, генерировались идеи, предлагались какие-то оптимальные пути? Ведь всегда важно, чтобы руководителя поддерживала команда единомышленников...

- Первый, кого я должен вспомнить, - это Валерий Руфицкий. Он работал то время в фирме “Новь”, но перешел к нам в самый момент зарождения Арго. И стал нашим консультантом номер один – до самого дня своей трагической гибели... В “Нови” он работал в отделе маркетинга, и оттуда же, из отдела по информации и рекламе, пришла к нам Ирина Алферова, - теперь она входит в тройку лучших топ-лидеров Арго. Очень органично вошла в нашу компанию Лариса Серебрянская и еще несколько крупных лидеров компании, с которыми я сотрудничал до создания Арго. Приходили люди, которые знали меня и хотели, наверное, получать такое же моральное удовлетворение от работы в компании, построенной на удобной, - а кому-то, может, и просто привычной - системе. Лена Шувалова, например – теперь она один из крупнейших лидеров Казахстана. Или Наташа Теплицкая... Так и сложился костяк команды. Помню, когда мы открылись, я все делал сам: носил коробки, набивал данные консультантов в компьютерную базу, составлял и печатал стейтменты - официальные отчеты, распечатывал бонусы... Практически всех консультантов я знал по номерам, хотя их уже были тысячи! А первым фактически наемным работником Арго стала супруга Валерия Руфицкого Тамара, - сейчас она продолжает дело Валерия, сейчас она топ-лидер с самым большим в Арго рейтингом. Ольга Казакова у нас работала, хороший продавецконсультант…

- И вот так вот – исключительно на одном энтузиазме - все десять лет?

-(Смеется). Нет, конечно, - но именно эти моменты и приятно вспоминать... Разумеется, очень скоро стало понятно, что всю эту растущую организацию нужно как-то организовывать в грамотные структуры, эти структуры сводить в единую базу и так далее. Первым человеком, который этим занялся, стал Павел Петрович Шевченко, он выполнял на первом этапе очень большой круг работ. Очень много сделал за 10 лет – и делает до сих пор – Юрий Рубо. Потом, когда окончательно стало понятно, что подавляющая часть времени у меня уходит на какие-то выяснения – сколько у кого очков, какие отчеты сданы, а какие не сданы и так далее, - появился Евгений Хропов. Сначала он работал на выдаче товара, а потом стало ясно, что ему можно поручить работу и намного более сложную. Когда компания стала выходить на какие-то новые рубежи и возникла необходимость в анализе эффективности, - появился Марк Абрамов из Новосибирска. Уже много лет он отвечает за работу аналитического отдела в московском Информационном центре, стал одним из самых авторитетных сотрудников Арго. Где-то в эти же времена, может, чуть раньше, стало понятно, что нужно приво- дить в порядок информационную базу, - и я пригласил Марину Суворову. Теперь Марина уже много лет успешно руководит нашим информационным отделом.

- То есть руководителю крупного бизнеса или топ-менеджеру нужно начинать, что называется «с низов», - как начинали вы сами, и как начинали все, кого вы назвали?

- Пройти бизнес с самого начала, «с низов», как вы говорите, - очень полезно. Потому что со временем руководитель начинает понимать: если он не оптимизирует работу, - скажем, не делегирует часть своих разросшихся полномочий кому-то другому или даже целой команде, - то не сумеет заняться ни глобальными вопросами стратегии и тактики, ни собственно развитием компании. Причем, на каждом этапе роста появляются все новые и новые соблазны делать все само- му! Например, когда география компании намного расширилась, стало понятно, что в дополнение к Новосибирскому офису нужно открывать офис в Москве. И в самом начале этого периода я, - обратите внимание, уже имея опыт руководителя! – что-то брал в Новосибирске и привозил в Москву, там это все разгребал, часть привозил обратно в Новосибирск, и так далее, и так далее. И стало понятным, что нужно оптимизировать и этот этап работы. Или еще пример. У меня кабинет был устроен очень удачно – у него было два выхода: один в приемную, а один через конференц-зал. Так вот, сначала меня караулили в приемной, а потом люди разобрались и стали дежурить уже с двух сторон...

- О вашей доступности для консультантов Арго до сих пор ходят легенды. Ни в одной из зарубежных сетевых компаний никто не может вот так запросто решать вопросы с ее первым лицом. В некоторых только за то, чтобы сфотографироваться с Президентом брали деньги - около 100 долларов! Или требовали делать немыслимые выкупы. А вас, говорят, «ловили» не только для того, чтобы решить какие-то насущные проблемы, но и просто, чтобы получить удовольствие от общения с совершенно народным Президентом, от удовольствия быть допущенным к святыням Арго...

- Ну, наши консультанты – люди особенные, мне с ними тоже очень приятно общаться... Но смысл в том, что руководитель должен уметь так строить свой рабочий график, чтобы и дело делать, и, что очень важно, подумать, и постараться найти время на хотя бы элементарный отдых.

- Вот о «подумать», об «отдохнуть» давайте тоже поговорим. Вы же пришли в бизнес из науки – из знаменитого на весь мир Сибирского отделения Академии наук России. А в науке, собственно, и платят человеку за то, что он – думает. В советские времена это считалось очень престижным. Помните, герой Хазанова говорил: «Я тебе по секрету скажу, я - секретный физик»… А вы из науки – да прямиком в бизнес!

- Если бы можно было в науке еще и зарабатывать!.. Но на самом деле, когда возник мой бизнес, - моя научная деятельность никак не пострадала. Больше того, некоторые из моих сотрудников по институту стали у меня консультантами, экспедиторами, - и никаких конфликтов с начальством: рабочее время не использовали, по телефону не говорили. Это нам позволяло и как-то существовать, и заниматься наукой. Поэтому очень резкого перехода из науки в бизнес у меня не было. Но когда возникла своя компания, то я такое совмещение выдержал буквально месяца три-четыре, а потом не смог просто физически. Да и не не хотел я совмещать, если честно.

Продукция компании ЭД Медицин стала для нас способом выйти на новый уровень работы, занять новый сегмент рынка. И объем продаж коллоидных фитоформул постоянно увеличивается

Куда плывет Арго?

- И вы приняли решение уйти из науки?

- Увольнять меня не хотели. Сказали: посмотри, дескать, что да как, а мы пока сохраним тебе место, - чтобы всегда было куда вернуться. Так что место в моем институтском кабинете оставались за мной долгие годы. Кого-то сокращали, увольняли, а я продолжал числиться.

- И все же, не жалеете, что расстались с наукой?

- Нет, зачем жалеть? Свой научный интерес я как-то стараюсь поддерживать: раз в месяц приезжаю в институт, общаюсь с коллегами. Конечно, научные журналы листаю уже меньше, на конференции не езжу, но какойто уровень все же сохраняю. Кроме того, еще есть такая вещь, как ответственность. В науке ты, в сущности, отвечаешь только за себя. А в бизнесе приходится отвечать за многих и многих. Поэтому обратной дороги из бизнеса я для себя не вижу…

- Свое золотое руно вы нашли? Или до него еще плыть и плыть?

- Наш бизнес отличается от других тем, что такой задачи – найти золотое руно лично для себя – у меня нет и не может быть. Моя задача в том, чтобы свое собственное золотое руно нашел каждый из наших консультантов! Правда, для этого нужно еще работать и работать. Поиск, как вы говорите, золотого руна – это же очень человеческая миссия. Есть люди, которым мы приносим здоровье, даем возможность получать хороший доход, - а это и долгая жизнь, и покой и порядок в семье, и вообще нормальная жизнь в обществе. Хотя места для серьезного самоанализа тоже хватает...

- А производителей вы анализируете? По каким, например, параметрам в компанию подбираются производители?

- Ну, слово «подбираются» уже устарело… В первые годы, честно говоря, производители появлялись у нас «по случаю»,- бывало удачно, бывало и наоборот. Но какой-то специальной системы не было. Многих производителей привели консультанты: слышали, что у кого-то хороший продукт, разговаривали, информировали. Но и вообще хороший производитель – это в целом, конечно, настоящая удача. Настроены-то мы были вначале исключительно на российскую продукцию, и нашими поставщиками стали в основном российские компании. Но в те времена люди еще очень тяготели к импортному, - и появилась американская продукция. У нас было много людей, которые знали одну американскую компанию, и я пошел по очень простой схеме: выбрал 30 продуктов, и взял их на распространение.

- Как случилось, что вы обратились к коллоидам ? Ведь ваша компания действительно народная, работает она в основном на продуктах, доступных по цене подавляющему большинству потребителей. Даже американские продукты достаточно демократичны – хотя бы по сравнению с аптечными аналогами. А коллоиндные фитоформулы - продукт, во-первых, иностранный, во-вторых, не простой для понимания, в-третьих, не дешевый...

- То, что не дешевый, стало для нас, скажем прямо, плюсом. Он же не сам по себе такой дорогой, - у него высокая цена из-за дорогих компонентов и дорогой технологии. Кроме того, в последние годы уровень жизни в России постоянно растет – это видно и по количеству машин, и по тому как бывает трудно даже за два месяца до Нового года взять путевку на отдых, и по многим другим приметам. То есть появляется новый и сильный класс, - я не знаю, он «средний» или он «выше среднего», но вижу, что людей, которые хотят покупать элитную продукцию, становится все больше. Пусть она дороже каких-то других, но она дает реальную возможность стать здоровым. Самое дороге, что есть у человека – это его здоровье, а еще дороже – жизнь. Так что тот, кто уже поднялся на определенный уровень доходов, скорее предпочтет продукцию дорогую и красиво сделанную, чем дешевую. Поэтому продукция компании ЭД Медицин стала для нас отличным способом выйти на новый уровень работы, занять новый сегмент рынка. И объем продаж ее продукции постоянно увеличивается.

- То есть вы считаете, что чисто английская компания сумела стать для аргонавтов в определенном смысле родной?

- Знаете, я думаю, что компания – будь она английская, американская или любая иная - «за здорово живешь», что называется, родной стать не может. Очень многое зависит от того, кто работает в компании, как работает компания и что в ней за люди... А по всем этим параметрам компания у вас замечательная, - я имею в виду и коллектив, и руководителей, и самого директора Петра Доновского. Понимаете, когда в чисто деловые отношения добавляется что-то личное – тепло, участие, душевные искренние беседы, то на каком-то глубоко подсознательном уровне «утепляется» и отношение к продукции. Поэтому, я отвечу так: Эд Медицин не «чисто английская компания». У вас компания, которая активно живет на российском рынке и к которой наши консультанты испытывают огромное уважение и истинно российскую человеческую симпатию!

Задачи найти золотое руно лично для себя у меня нет и не может быть. Моя задача в том, чтобы свое собственное золотое руно нашел каждый из наших консультантов!

Куда плывет Арго?

- А можно личный вопрос: вы сами пользуетесь какими-то продуктами Арго?

- Очень многими! Но этим заведует моя жена Ольга. Правда, когда бываешь на лекциях, на конференциях производителей и слушаешь информацию о том или ином продукте, то думаешь: и это надо, и это, и это... Значит, продукция очень хорошая, - это во-первых. И люди хорошие, - это в главных. А что сам лично... Наши напитки, например, зубные пасты. Иммунную систему укреплял, употреблял так же и коллоидную фитоформулу для мужчин... Но я уже сказал, - за всем, что касается здоровья, следит моя жена Оля. Смотришь, - во время завтрака или обеда перед тобой появляется плошка, а в ней что-то лежит. Значит, нужно это съесть!

- Вернемся к Арго. Прошло 10 лет, вы добились определенных успехов, создали свою нишу в сознании потребителей, закрепились на рынке. Чего хочется в следующие 10 лет?

- Очень хочется, во-первых, укрепить позиции. Тем более, что над БАДами постепенно сгущаются тучи, - с ними начинается какаято борьба... Впрочем, я думаю, что наш бизнес достаточно живуч, и если государство не будет вмешиваться в него каким-нибудь «форс-мажором», - не станет, например, волевым решением запрещать этот бизнес, то мы будем продолжать развиваться. А если исходить из предположения, что люди, которые занимают высокие посты, должны быть разумными, то никаких форс-мажоров и не предвидится, - это не выгодно самому государству. Посмотрите чего мы добились за 10 лет:
Арго – это компания, которой удалось создать огромное, - говоря политическим языком, социально значимое количество рабочих мест!
Арго – это компания, которая всерьез занимается здоровьем населения России и стран бывшего СНГ, - мы ведь используем программы здоровья, утвержденные правительством России, а так же огромный научный потенциал российских и зарубежных ученых!
Арго – это компания лучших производителей продукции для здоровья как российских, так зарубежных.
И, наконец, Арго – это честный налогоплательщик.
Поэтому мы верим в мудрость наших законодателей и правительства и надеемся, что они сумеют отделить, что называется, «зерна от плевел». То есть начнут, наконец, создавать условия для развития компаний, ведущих чистый и честный бизнес, - а, с другой стороны, выстраивать законодательные барьеры против тех, кто вводит в заблуждение потре- бителей, торгует низкокачественным товаром или допускает нечестную конкуренцию.

- Очень стройная концепция. Не хотите уйти в политику?

- Нет, в политику не хочу. Мне нравится мое дело, и мне очень нравятся люди, с которыми свели судьба и работа, - впрочем, это уже стало одним понятием... Поэтому и в «сетевую партию» не собираюсь вступать, хоть меня туда очень активно приглашают...

- То есть следующее десятилетие может пройти либо под девизом “лиха беда начало”, либо под знаком стабильности и мастерства?

- Думаю, что нужна стабильность. Думаю, что нужно расширять рынки. И нужно идти к тому, чтобы продукция была очень хорошей, безукоризненного качества, и чтобы конкуренция между сетевыми компаниями была цивилизованной. Очень важно, чтобы у людей была уверенность в том, это всерьез и надолго.

- И куда же все-таки плывет Арго?

- Думаю, в хорошую жизнь. В жизнь, где царит здоровье, где в каждой семье – достаток, и все люди счастливы. Этого я и желаю своим аргонавтам в год нашего десятилетия. С праздником!

Когда в чисто деловые отношения добавляется чтото личное – тепло, участие, душевные искренние беседы, то на каком-то глубоко подсознательном уровне «утепляется» и отношение к продукции. Поэтому, я отвечу так: Эд Медицин не «чисто английская компания». У вас компания, которая активно живет на российском рынке и к которой наши консультанты испытывают огромное уважение и истинно российскую человеческую симпатию!

С Президентом Арго А.Б.Красильниковым беседовал
директор Восточно-Европейского бюро ЭД Медицин
П.А.Доновский

Вместе мы - сила! Вместе мы - Арго!